Сторінки

суботу, 14 червня 2008 р.

про доллар или о наболевшем

а вчера были большие... но по пять. а сегодня по три... но маленькие. а вчера были по пять, но большие. а сегодня маленькие... но по три.
(с) Михаил Жванецкий

не секрет, что в украинском IT все зарплаты считаются в долларах. слышал я про конторы, что работают с европейцами и считают в евро, но их количество настолько мало, что им можно пренебречь :) во всяком случае мне ни разу не попадались. и до сих пор всех все устраивало. в 2005 было взывли наши разработчики, когда НБУ понизил официальный обменный курс с 5,3 гривень за доллар до 5, но эта волна как-то быстро спала. а может быть я не заметил "кругов на воде" из-за того, что в той конторе, где я тогда работал, нас было всего 12 человек. с новой силой поднялось возмущение в апреле-мае этого года. тогда банки и обменные пункты снизили наличный обменный курс до 4,4 гривни за доллар. некоторые из моих подчинненых сразу начали размышлять о том, как было бы хорошо пересчитать зарплаты в евро. а евро в то время стоил 8 гривень. я расчитывал, что это чисто украинское "а отам я бурячки посаджу" (с) пройдет быстро. но нет, люди совершенно искренне придумывают все новые и новые схемы, по которым компания "должна" с ними работать. хоть зарплаты в евро уже хочется меньше -- все-таки он уже стал стоить 7,3 гривни -- но есть другие схемы. в моем личном хит параде лидирует следующая: "было бы хорошо договориться с компанией, что если курс опускается ниже 4,8 за доллар, то нам считают по 4,8. в если поднимается -- тогда по официальному курсу". действительно, простота хуже воровства. почему я так считаю? потому что я люблю, когда со мной играют по-честному и сам стараюсь делать именно так. моя позиция по данному вопросу следующая:
  1. если человек договаривается работать за 100 у.е. -- это значит делать свою работу хорошо за 100 у.е. даже если все друзья получают 150 у.е. за вдвое меньшую работу. даже если работы много и она не очень нравиться. работать -- значит делать свое дело хорошо. это не означает, что нельзя поднимать вопрос о повышении ставки -- можно и нужно. но это значит, что повышения может не быть и уж точно не будет "автоматически".
    мораль: умейте хорошо себя продать.
  2. если человек договаривается работать за 100 долларов, он автоматически берет на себя риски, связанные с курсом доллара относительно национальной валюты. это совершенно не означает, что работодатель обязан индексировать зарплату работников относительно изменений курса. он может это делать, а может не делать. я, кстати, за то, чтобы не делать -- это честно.
    мораль1: хотите не потерять в гривне -- фиксируйте сумму в гривне.
    мораль2: хотите считать по курсу, отличному от курса банка работодателья -- получите на руки доллары и попробуйте их поменять дороже. получится -- значит Вы молодец, респект Вам и всяческая уважуха
    мораль3: хитрые продавцы, у которые 1 у.е. = 5,4 гривни, идут лесом
  3. и главное, я всегда считал и продолжаю считать, что причетания о росте цен или падении курса каких-то валют не состоятельны. не важно растут ли цены, падает ли валюта -- важно зарабатывать столько, чтобы цена отдельного товара не имела значния вовсе.
p.s. а во целом, "программисты", которые только закончили или еще учатся в ВУЗах, получают зарплаты бОльшие инженеров на государственных предприятиях. и уж на порядок больше пенсионеров. уже этот факт должен сделать любые причетания относительно "обнищания" не приличными.
p.p.s. социальное не равенство есть добро. да, я так считают.
p.p.p.s. справедливости не существует, особенно в бизнесе.