Сторінки

пʼятницю, 16 травня 2008 р.

про рынок труда

ты помнишь, как все начиналось?
все было впервые и вновь,
как строили лодки,
и лодки завлись "Вера", "Надежда", "Любовь"
(с) Машина Времени

вспоминая самый старт моей програмистской карьеры я каждый раз прихожу к мысли, что тогда все было иначе. небо голубее, трава зеленее, девушки красивее я начинал искать работу в 2000м году, сразу после того, как развалился наш студенческий стартап. мне, сначала студенту, а потом уже выпускнику профильного ВУЗа, пришлось пройти 17 неудачных собеседований за два года, чтобы устроиться на свою первую работу с кабальными условиями. чистой потогонкой была та работа, но и она была ценна. уже тем, что она была и за нее платили хорошие деньги. мы, программисты, ценили факт наличия работы, мы видели снаружи последствия краха доткомов, и 09/11, и краха Телесенса. для меня это была первая работа, и я вдвойне ценил таким трудом добытое место. я учился отвественности, и качеству, и работе по 14 часов в сутки, и быстрому обучению, и долгому саппорту. очень много мне дала первая работа, и в профессиональном и в личном плане.
а после работы, вне стен офиса, мы -- я и мои друзья-коллеги -- мечтали о том, как станем мы экспертами. как будем не мы искать работу, а она нас. как сможем не терпеть прихоти локальной администрации, а ставить условия. как будут считаться с тем, что все-таки мы -- программисты -- создаем реальные продукты. да, роль менедмента и администрации важна, но не следует относитсья к нам, как к крепостным крестьянам. бойтесь своих желаний, они имеют тенденцию сбываться.
шло время, росла моя компетенция, росла моя цена на рынке труда. менялись условия. надувался "пузырь 2.0". и вермя, о котором я мечтал 6 лет назад, пришло. мы построили рынок нашей мечты -- где программист царь и Бог, где его ищет работа и о нем заботиться начальство. и нет сейчас проблем у программиста найти работу. а у хорошего программиста есть проблема отказаться от еще одной работы. но теперь мне приходиться "пасти котов" (с), я стал представителем руководства. и когда невозможно применить сколь-нибудь жесткие меры, такой себе "кнут" в отношении подчиненных, когда руководить приходиться только с помощью "пряников"... это ужасно.
разумеется и в той ситауции, в которой находился я при старте карьеры, ничего хорошего нет. любой перекос, ведущий либо к недооценке, либо к переоценке труда каждого из сотрудников, будь они менеджеры или уборщицы, есть зло. но всегда должен быть баланс. ситуация, когда человека не соотвествующего занимаемой должности можно только "придавить" морально, когда любая непопулярная мера является риском потери ресурса в проекте -- это не нормально. люди перестали быть заинтересованными хорошо делать свою работу, мы возвращаемся в "жизнь по Жванецкому": хорошо собираешь велосипед -- тебе 120, плохо собираешь велосипед -- тебе 120, вообще не собираешь велосипед -- тебе 120 (с).
одной из мер, которая поможет восстановить баланс, я считаю возрождение или старт системы рекомендаций. когда соискатель в резюме или на собеседовании называет пару-тройку своих прошлых руководителей, которые бы могли его рекомендовать. это не обязательно должны быть руководители с текущего места работы, но кто-то, кто может рассказать, как человек ведет себя в боевых условиях. почему он ушел из конторы, как его там оценивали. это тоже субъективное мнение, и презумпция невиновности должна работать здесь. если из двух руководителей, один безмерно хвалит соискателя и расскаызвает, как тот крут и отвественен, а второй -- ругает на чем свет стоит, то скорее всего со вторым руководителем, соискательно просто не сработался. так тоже бывает.